Kuma Lisa
лисьи следы у кромки воды (с)
Аналитика по Mawaru Penguindrum

Здесь мне не очень нравится получившийся расклад персонажей. Может, стоило обойтись без него. Но тогда сложнее было бы объяснить происходящее, и потом, почти все персонажи точно заняли именно свои места. А выбор по оставшимся я могу аргументировать. И всё же, и всё же... Надо и тут делать посерийный разбор) За кадром осталось ещё много интересного.



«Mawaru Penguindrum» – очередное аниме режиссёра Кунихико Икухары, при просмотре которого, становится понятно, что Икухара-сан вдохновлялся здесь ровно теми же идеями, что и при создании «Утэны». А значит, каббалистических мотивов в «Барабане» хоть отбавляй. Что ж, страшный теракт в токийском метро, известная в Японии сказка-притча и Каббала – рецепт прекрасного сюжета. Получилось великолепней некуда!

А начнём мы, пожалуй, с самого притягательного персонажа – Огиномэ Момоки. Момока – милая девочка, которая любит весь мир и считает, что всё в нём прекрасно. Вернее, почти всё, но что не так, можно исправить и привести к правильному состоянию. Таков, в конце концов, изначальный замысел Бога. Момока – это Диос «Пингвиньего Барабана», несущая любовь, исходящую от Творца, то есть Божественный Свет. Стремление возвращения к Богу. Недаром у Момоки на футболке изображено перевёрнутое сердце, означающее то же, что и треугольник с вершиной вверх (перевёрнутое сердечко вписывается в такой треугольник) – тяга к Творцу. Да и значение имени у Момоки для её роли подходящее. «Персик» – китайский и японский символ бессмертия, Древа Жизни.



Момока – орудие Бога, а значит, Момока знает, каким должен стать мир, и у неё есть способы мир менять. Сразу хочу оговорить то, что происходящее нужно рассматривать одновременно на нескольких смысловых уровнях: на одном из них Момока – это обычный ребёнок, влюблённый в своего одноклассника и планирующий, по-детски наивно и прямолинейно, в своём милом розовом дневничке их совместное будущее. На другом же уровне Момока то самое орудие Бога и всё происходящее с ней имеет своё эзотерическое значение. И персонажей аниме и события нужно воспринимать одновременно на всех уровнях, осознавая, тем не менее, что логика происходящего у каждого уровня своя.



Итак, у Момоки есть дневник, в котором расписано её будущее с нравящимся ей мальчиком; и всё, что записано в этом дневнике может (и должно) воплощаться в реальность. Иначе говоря, это план правильного мира. Совокупность представлений о том, каким этот мир должен быть. И возможность на мир влиять, произнося волшебную фразу, а точнее, выполняя инструкцию по истинному существованию мира. И если рассматривать дневник Момоки с каббалистической точки зрения, то очень похоже, что это Тора.



Исправлять мир, значит, уничтожать эгоизм. Самый последний из четырёх существующих этапов уничтожения эгоизма – это сжигание. Момока проходит через огонь гнева, исходящий от Бога, принося себя в жертву ради спасения других. Она принимает гнев на себя, в отличие от того же профессора Нэмуро, обращающего этот гнев на других людей.

В « Барабане» тоже есть персонажи, идущие путём профессора Нэмуро. Это, конечно же, Санэтоси Ватасэ, и его террористическая шайка. Они так же недовольны существующим эгоизмом мира, и хотят провести мир через огненное очищение – теракт в метро.




Но, жертвуя ради этого не собой, тем самым они только увеличивают эгоизм. Кроме того, в результате теракта из мира исчезает Момока, то есть мир лишается проводника Божественного Света. А без этого света мир обречён на гибель. Свет и настоящая любовь покинули его, и страшнее всего эта катастрофа отражается на Такакуре Химари – Анфи этого аниме. Самой нижней сфире Древа Сфирот – условному материальному миру Малхут.



Сама Момока представляет собой Кетер, «корону» – первую, самую высокую сфиру Древа, которую также называют «скрытым светом». Она недоступна человеческим душам до исправления мира, слишком альтруистическая, чистая и высокая для них.



Кетер включает в себя мужское и женское начала. Ниже Кетер располагаются две сфирот, Хохма и Бина, которые вместе с Кетер образуют самый высокий треугольник Древа. В этих сфирот уже происходит разделение: Хохма справа – мужское начало, Адам; Бина слева – женское, Ева. Так и Момока разделяется на две шапки, Принца и Принцессу Кристалла (кристалл, должно быть, символизирует концентрированный свет).



Санэтоси является тенью Кетер, самой низкой частью Древа Клипот. Клипот – осколки эгоистичных душ, не пропускающих Божественный Свет. Копируя процессы Древа Сфирот, Санэтоси разрывается на двух кроликов, тени Принца и Принцессы. Дьявольская сущность кроликов подтверждается ещё и их внешним видом. Их мордочки нарисованы в виде перевёрнутых пентаграмм – сатанинский символ, обозначающий желание подчинить мир себе и заставить служить личным эгоистическим целям. Разные бантики на головах кроликов – рога (у одного) и уши (у второго кролика) вписанной в такую пентаграмму головы Бафомета – символы стихий.




Чересчур эгоистичный мир больше недоступен для Момоки, но пригоден для Санэтоси, хоть он уже и не живая душа, а лишённый света «осколок». Завершить свои тёмные планы Санэтоси не может, пока существует дневник Момоки, поэтому он вынужден воспользоваться помощью близнецов Нацумэ, Масако и Камбы.

Масако – это Дзюри, символизирует сфиру Ход.



А Камба – Тога, Гвура.



Эти сфирот расположены в левой части Древа, и значит, они наиболее подвержены влиянию тёмных сил, так как зло и эгоизм всегда входят с левой стороны. Момока, в свою очередь, воздействует на оставленный мир посредством шапок, и персонажей, прикреплённых к этим шапкам. Принц отправляется к младшему брату Гвуры – сфире Нецах. К Нацумэ Марио – Сайондзи «Барабана».



Принцесса нисходит к самой нижней сфире Малхут – Химари. Таким образом, персонажи действующие из собственных эгоистических побуждений оказываются слева на Древе Сфирот, тогда как более альтруистические персонажи располагаются справа. Речь о Марио и Сёме, который символизирует сфиру Хесед. Сёма – это Цутия Рука.



Остаются ещё сфирот центра Древа: Йесод и Тиферет. На самой вершине центра расположена Кетер, и прямой путь от Кетер к Малхут лежит как раз через Тиферет и Йесод. Йесод, Мики – это, конечно же, Табуки.



Тогда как Тиферет, «красота» – это Юри. Любимая присказка красотки Юри «великолепней некуда» чудесно отражает её суть и суть сфиры, которую она воплощает.



Недаром Момока дружит именно с Табуки и Юри, и начинает спасение мира именно с них.
Хоть и не успевает до конца. На теле Юри, например, всё ещё остаётся знак. И хоть в самом аниме не говорится прямо, что это, я не думаю, что ошибусь, если предположу, что это такой же знак, как и у Анфи в полнометражке «Утэны». Трещина души, сквозь которую уходит свет, уходит любовь. Похожий след разбиения отображается и на теле Санэтоси, в момент, когда его разрывает на кроликов.

Древо Сфирот и Древо Клипот под разными видами появляются в «Барабане» множество раз.



Это и больница, в которой лежит Химари; и небоскрёб Нацумэ. И библиотека с хранилищем, где хозяйничает Санэтоси. И залитая электрическим светом Токийская Телебашня, сменившая статую Давида.



Это и само метро, после теракта переставшее проводить Божественный Свет. И, конечно же, парочка медведей, чёрный и белый, Сфирот и Клипот. Появляющиеся в иллюзии Принцессы они наглядно демонстрируют, что семь нижних сфирот захвачены клипот, в то время как Принцесса приходит из высшего мира и нисходит к лишённым света сфирот.



Принцесса явилась из конечного пункта судьбы – Божественного Сияния, в котором все в итоге должны объединиться. Дело за малым. Нужно отдать Принцессе пингвиний барабан.



Что такое пингвиний барабан? Пингвиний он, потому что пингвин – «penguin», созвучно «pen». «Pen» по-китайски яблоко. А яблоко, в свою очередь, символ любви. Разрезанное яблоко напоминает сердце. Пингвин тоже птичка хорошая, своим чёрно-белым окрасом прекрасно подходит для демонстрации единства и борьбы противоположностей. Барабан потому что стучит, стучит как сердце. То есть, это настоящая любовь, которая исходит прямо из сердца. Слишком запутанная ассоциация? Соглашусь. Зато красиво!



В Каббале есть понятие «точка в сердце». Сердце – это совокупность всех эгоистических желаний человека. Точка – это крохотная частичка высшего мира; того самого, откуда произошла душа. И вот, когда в человеке в полной мере развиваются все эгоистические желания, пробуждается новое стремление, к чему-то высокому и духовному, лежащему за пределами материального мира. Человек должен развить в себе это новое желание, и тогда оно разрастётся и вытеснит всё эгоистическое. И в человеке появится высокая душа, и он однажды сможет вернуться домой, в свой конечный пункт судьбы.

То есть, пингвиний барабан – это та самая точка в сердце, частичка альтруистической любви. Которую нужно развить и научиться отдавать, потому что это основной закон Мироздания: отдавать бескорыстно, отдавать ради отдачи, отдавать ради других – единственно истинное наслаждение. И так, отдавая любовь, прийти к окончательной цели: получать любовь от Бога только ради него самого.



Сфирот в «Пингвиньем Барабане» захвачены клипот, связь с Богом оборвана, эгоизм правит миром, свет не поступает и не отдаётся. Ради спасения мира Принцесса Кристалла отправлена за пингвиньим барабаном: когда души добровольно разовьют оставшийся в себе свет и начнут делиться им, отдавать – станут в свою очередь получать свет в полном объёме, и мир не исчезнет во тьме.

А пока люди сидят в клетках. Искры света закрыты скорлупами клипот, души-точки в плену эгоистических тел.



Ненужные, не получающие ни от кого любовь, дети рассыпаются на осколки и навсегда пропадают в Бездне. Но вот Камба обнаруживает в себе частицу света и делится с Сёмой. А Сёма спасает Химари и делится светом с ней. Но этого ещё недостаточно. И Химари-Малхут постоянно под угрозой смерти. Явившаяся Принцесса пытается направить течение событий в нужное русло, но не хватает всех составляющих. Нужен герой, жертвующий собой и запускающий тем самым процесс исправления мира. Нужна Утэна. И она находится. Это младшая сестра Момоки – Ринго.



Ринго родилась в мире, где уже нет её сестры. В мире лишённом света. Она очень остро ощущает всю неправильность того, что её окружает, и понимает, что это надо исправить. Ринго стремится стать Момокой, подобно тому, как Утэна хочет стать Принцем, Диосом. Но Ринго не понимает, что вернуться в прежний Рай невозможно. Как Ринго не способна превратиться в свою сестру и заменить её родителям, невозможно простое возвращение к прежнему Раю – нужно создать Рай новый и заслужить его, пройдя через определённые испытания и развив в себе альтруизм.

У Ринго есть дневник Момоки – совокупность представлений о правильном мире. Реализуй все записанные в нём планы, и всё будет хорошо. Но символического выполнения недостаточно, как недостаточно механического выполнения заповедей без искренности, без души. Чтобы мир двигался по предначертанному пути, надо не только знать волшебное заклинание «давай разделим плод судьбы», но и действовать по этому правилу: делиться и отдавать, не быть эгоистом.



Поначалу у Ринго получается плохо. Только когда она прекращает гоняться за Табуки, навязывая тому фальшивую любовь; когда принимает выбор отца и его новую семью; когда соглашается бескорыстно помогать Сёме; когда бросается в огонь, чтобы спасти дневник ради Химари, Ринго наконец становится достойной, чтобы пересадить мир на новую ветку судьбы.

По ходу действия меняется к лучшему не только Ринго. Исправляются все персонажи-сфирот. Табуки жертвует собой ради Юри, Юри остаётся с Табуки, Химари готова пожертвовать собой ради спасения Камбы.

Но Камба ещё не осознаёт, что уничтожение других, пусть даже и ради самой высокой цели, не даст ему свет, не приведёт к спасению Химари, к спасению мира. Санэтоси обещает Камбе свет, но это свет ложный; непригодный, как лекарство от Санэтоси; как пепел от факела богини для оживления яблони из сказки.



И только когда Химари приходит к Камбе, чтобы вывести его на нужный путь и вернуть домой, тот осознаёт (хотя, скорее, вспоминает), что, чтобы получить настоящий свет, надо его не отбирать, а отдавать.

Сёма обнаруживает у себя точку в сердце, и возвращает полученный когда-то свет.



Свет разделён. Ринго – та, которая должна спасти мир, произносит заветную фразу и приносит себя в жертву.

Камба, обретя истинный свет, уже не может его выдержать, так как в полной мере осознаёт свой эгоизм. Слова Санэтоси сбываются:" никому из вас не избежать проклятия. Вот и я не смог. Вам, обитающим внутри клеток, ничего не получить. Вы просто исчезнете, и не оставите после себя ничего, даже пылинки. Вам никогда не сыскать счастья!" Камба разлетается на осколки и отправляется в Бездну.



Но Химари спасена. И, уже обречённая на исчезновение в пламени, Ринго тоже. Её спасает Сёма, сгорая ради неё. Пламя Скорпиона, отдающего свою жизнь ради других, забирает свою жертву, и мир получает своё избавление. Чёрный медведь-Древо Клипот меняется на белого-Древо Сфирот.



Момока-свет возвращается в мир.
Сёмы и Камбы больше не существует. Но Химари не остаётся в долгу перед своими братьями. Она вспоминает их, а, значит, дарит любовь, наделяет истинным светом.



Получив свет от Химари, братья могут отправиться в путешествие. Их физические тела, конечно, мертвы, но это не имеет значения. Ведь после смерти всё только начинается, и, жертвующие собой ради других, уходят домой по Млечному Пути – дороге душ, в свет, в конечный пункт судьбы.



@темы: mpd, аналитика, аниме, фб, фб-2015