19:22 

О чём говорят медведи, часть III

Kuma Lisa
лисьи следы у кромки воды (с)
Название: О чём говорят медведи
Автор: Kuma Lisa
Форма: фандомная аналитика
Рейтинг: PG-13
Задание: «Имаджинариум/Диксит»
Размер: ок. 10500 слов
Краткое содержание: попытка упорядочить и объяснить происходящее в аниме Yuri Kuma Arashi
Примечание/Предупреждения: спойлеры к Yuri Kuma Arashi, "Юной революционерке Утэне" и "Пингвиньему барабану", каббалистика


Окончание. Части I и II

10. Открывай! Медведь пришёл

Ещё несколько слов нужно сказать о медведях. Почему именно медведь? Откуда взялся такой образ, как он пришёл Икухаре в голову? Как нетрудно догадаться, мы никогда не сможем сказать точно. Можно лишь выдвинуть несколько предположений, которые просто развлекут нас, не более того. Но почему бы и нет.

У различных народов по всему миру существовали мифы, сказки, поверья, связанные с медведями. Так у многих народов Сибири было поверье, что медведь раньше жил на небе, но за то, что ослушался богов, был изгнан на землю. Также верили в то, что человек, которого задрал медведь, покаран богами за свои грехи.

На Дальнем Востоке у различных народов, в том числе у айнов, были зафиксированы ритуалы, связанные с выращиванием медведя в человеческой семье. Пойманных медвежат растили как собственных детей. Правда, судьба такого животного оказывалась, зачастую, плачевна. Эти медведи приносились в жертву на специальном празднике. Скорее всего, это осмыслялось, как отправка посланника в мир духов с просьбой защитить «родную» семью жертвы или же даровать удачу на охоте, в том числе и на такую удачную, но и опасную добычу как сам медведь.

Связывали медведей и с сексуальной силой, а также изобилием и плодородием. Верили в то, что медведи похищают женщин, вступают с ними в брак. У финно-угорских народов юных девушек, умерших до замужества, символически обручали с медведями, так как верили, что не создавшие семью, потенциальные неупокоенные духи, и брак со зверем был призван не позволить таким духам беспокоить живых.

В западной, христианской культуре, медведь мог символизировать грех чревоугодия.
Многие народы, среди них и славяне, считали медведя подобным человеку; верили, что и люди, и медведи ведут свой род от общего первопредка. Есть русская сказка, где девушка играет с медведем в жмурки, и, выиграв, получает от него богатое приданое, то есть медведь здесь представляется как вообще человеческий предок, уполномоченный проводить обряд инициации.

В обрядах инициации также заметную роль играла собака или представитель рода собачьих — волк, шакал, лиса, служивший проводником в потусторонний мир. Это также отражается в сказках и религиозных верованиях. В Древнем Египте бог-волк Упуаут и бог-шакал Анубис сопровождали души умерших на загробный суд, в русской сказке Иван-царевичу помогает в его квесте Серый Волк, а в одной из сказок братьев Гримм такую функцию выполняет лиса. Медведь тоже представитель рода собачьих. Поэтому можно предположить, что это тоже одна из подходящих причин привнести медведя в свою волшебную историю, хотя, возможно, и сомнительная.

Возникает ещё такая забавная мысль. Дело в том, что материальный мир считается отражением духовного, и всё, что мы видим здесь, так или иначе, является моделью духовных процессов. В том числе и звёздное небо. Есть в этом мире и отображение Мирового Древа, Оси, изображением части которой в аниме служит лестница на крышу школы. В нашем мире к такой оси относят также Ось мира, воображаемую линию, вокруг которой происходит вращение Небесной Сферы, и указывающую вершиной на северный полюс мира. А рядом с этим полюсом находятся созвездия Малой и Большой Медведицы. И тогда сказанное Курэхе по телефону перед её «дуэлями»: «если любишь взаправду, путь держи на крышу, медведи тебя уже ждут» приобретает дополнительный красивый смысл. Но, скорее всего, это просто, хоть и романтичный, но домысел.

Кумария-сама, Дева Медведия из аниме, несомненно, отображение Девы Марии. И, как это ни поразительно, но можно проследить связь медведей и с Девой Марией. У поляков Сретение называют также днём Громничной Божьей Матери, которую ещё зовут «Медвежьей». Matka Boska Niedźwiedzia. А в Варшаве, у входа в костёл Милостивой Божьей Матери, стоит симпатичная каменная фигура медведя.



Ещё стоит упомянуть, что в Древней Греции была Артемида, богиня охоты и плодородия. И одним из её культовых животных считался медведь. Артемида могла сама изображаться в виде медведя, и тогда она называлась Артемидой Брауронской. Кроме всего прочего, Артемида — богиня луны. Самого медведя тоже связывали с луной, проводя параллель между лунными фазами и впадением медведя в спячку и выходом из неё. А всё вместе (и медведя, и луну) считали символом умирания и воскресения. Запомним про эту связь с луной, она нам ещё пригодится.

Но не исключено, что Икухара выбрал медведя потому, что медведь связан с мёдом. Мёд в каббалистической символике означает свет. Кроме того, есть такая игра слов: мёд по-японски «mitsu», а грех, преступление «tsumi», то есть нечто противоположное мёду, а значит и свету. Такое интересное совпадение.

Конечно же, не стоит забывать и о книге Ёсимура Акиры «Kuma Arashi», которая совершенно официально вдохновила Икухару. И вообще, причина, по которой был выбран именно медведь, может оказаться совершенно невероятной. Быть невообразимой игрой слов сразу на нескольких языках, как это оказалось с Пингвиньим Барабаном.

Или медведи были выбраны просто потому, что они няшные. Няшные и кавайные убийцы.

11. Она — луна

И несколько слов нужно обязательно уделить луне, играющей в аниме заметную роль. Если свести всё совсем к простой схеме, то Солнце и Луна — это отображение тех же двух извечных противоположностей, где Солнце будет мужским, старшим, золотым отдающим принципом, а Луна — женским, младшим, серебряным, получающим. Иными словами, Солнце — символ Творца, Луна — его женского начала, возлюбленной, младшей сестры. Луна это Творение. Это Малхут. Мир девочек-лилий это мир Малхут, и значит, это мир Луны. Но в то же время Творение это не только Малхут, это полностью всё Древо, только на разных этапах. И Бина на этом Древе тоже считается этим Творением, женским Началом, только более альтруистическим (пока Древо не перевёрнуто). И Бина, которая Утэна, и Малхут-Анфи, две стороны одного и того же, как и Диос с Акио. Так что сами медведи, частицы мира Бины, как мы уже рассматривали раньше, тоже связаны с Луной. И даже в аниме это можно увидеть, если внимательно посмотреть в начале первой серии на поверхность луны, или в четвёртой, когда Милн и Лулу стоят на балконе замка, на Луне будут видны изображения медведей. О мифологической связи медведей и луны мы помним из предыдущей части. Кроме того, с Луной в Каббале связана корова, чьи рога считаются отображением лунного серпа, а сама корова тоже символом Женского Принципа.

И если анимешные мишки-частицы Кумарии, связаны с Луной, то и сама она, конечно, тоже, ведь она Творение в глобальном смысле. И Рэя, которая тоже связана и с образом Девы Марии, и с Биной, и с Малхут, тоже Луна. А Курэха, конечно же, дочь Луны.



И, если верно предположение, что Гинко сестра-близнец Лулу, потерянная принцесса, то в паре Гинко-Лулу, Лулу будет солнечной старшей золотой близняшкой, а Гинко лунной младшей серебряной. Вспомним, что когда Лулу встречает Гинко впервые, в небе горит такая яркая луна, на фоне которой и появляется Гинко. Старший в каббалистической символике — это наследник, который не получит наследства, так как ему суждено из своего отдающего свойства пасть в эгоизм. Такой себе ложный герой. Тогда как герой настоящий, это тот, кто родился младшим, считается эгоистическим, но выйдет оттуда в альтруизм. Так всё переворачивается, и серебро в итоге оказывается важнее золота, а светящая лишь отражённым светом Луна, важнее Солнца.

А японцы, как известно, видят на поверхности луны кролика, и луна у них связана с этим животным. Так что следуй за лунным кроликом, он приведёт к цели.

12. Let my people go

Во все времена и у всех народов было принято свою мифологию, позже перетекающую иногда в религиозные тексты, переносить на совершенно конкретные исторические события и географические локации, представляя, как лично их предки здесь на земле повторяли те самые процессы, происходящие в духовных мирах, на небе.

Как мы помним, Каббала имеет прямую связь с иудаизмом, и, следовательно, то, что записано в Торе считается зашифрованной историей взаимодействия двух основных сил, а священная история евреев её земным отображением.

Отображением такого события как спуск в более низкий мир, увязание в нём и падение ещё ниже, чем местные обитатели, а затем возвращение к Небу, считается Исход евреев из Египта. И да, более высокими душами, идущими к спасению, настоящими частицами Творения, тем, что в этом аниме показано как мишки, считаются в классическом иудаизме именно евреи. Ну, или правильнее сказать, иудеи, так как речь отнюдь не о национальности, а исключительно о религии. Иудеем может стать любой, и тогда, как считается, он притянет к себе более высокую душу, которой изначальные иудеи обладают от рождения. В библейские же времена евреи-иудеи «спустились» в более низкий Египет и перемешались с египтянами, как в аниме медведи с людьми. А затем были выведены своим героем Моисеем и Богом обратно, и вся их дальнейшая история — это обратный путь на Небо, который продолжается до сих пор. Сам Исход лишь начало этого пути. Конечно, история анимешных медведей это не стопроцентное отображение библейского Исхода. Но именно им она вдохновлена. Или ещё можно сказать, что и Исход, и то, как в последней серии аниме медведи покидают Землю, по-своему демонстрируют один и тот же процесс. И важно добавить, что при желании этот процесс можно перенести на историю любого народа. Да, иудеи считают себя народом, избранным Богом, призванным спасти и исправить мир. Такой себе Утэной, если говорить нашими анимешными терминами. Но слишком ли ошибётся тот, кто решит, что если избранные и существуют, если люди действительно должны разделяться на тех, кто спасает и тех, кто будет спасён, то граница этого раздела может проходить не по религиозному признаку? Может быть, действительно существуют среди нас более высокие души, но кто точно скажет, какие они именно?

Или есть версия, что спасутся даже не все, а только представители конкретной религии, только они более высокие души, произошедшие от правильной части Творения. Да что там, любая религия будет твердить о чём-то подобном. Кто с нами — добро пожаловать в Рай, а остальных исключаем! Ирония судьбы состоит и в том, что поверье в то, что представители конкретного народа обладают душами-частями Творения или даже особой миссией, а остальные так, погулять вышли, есть у очень многих. В частности, те же японцы верили, что они особенные, должны «собрать восемь углов мира под одной крышей», и натворили множество кошмарных преступлений под этим знаменем во Вторую Мировую. И также в то, что только их души особенные и происходят от богини Аматэрасу, и хотя уже официально отказались от этого, продолжают верить, что таким остаётся хотя бы их император. Варны индуизма тоже держатся на вере в то, что представитель каждой варны происходит из конкретной части тела бога Брахмы, а вот неприкасаемые и прочие чужеземцы не являются частями Бога, а производные некой скверны.

Возможно, Избранность это действительно принадлежность к какой-то конкретной группе людей, но не будет ли чистым эгоизмом считать, что эта принадлежность определяется именно национальностью или религией? Если действительно движение от эгоизма к альтруизму это хорошо, и цель всего, то, возможно, Избранные это те, кто стремится в своей жизни двигаться к этому альтруизму и пытается относиться к интересам других как к своим собственным. Такие люди действительно могли бы образовать ту самую особую группу, с правильным соединением, но полного исправления и упорядоченности можно было бы достичь только, когда в ней оказались бы все. Без исключения. Это, разумеется, лишь вопрос веры. И выглядит эта теория крайне утопической. Из нашего эгоистического материального мира.

Вернувшись же к рассмотрению аниме, мы используем историю Исхода для лучшего понимания происходящего в финале. Но не только такую историю, какую мы видим в христианской Библии, а обратимся к каббалистической интерпретации, так как она более развёрнутая.

Эгоистический мир девочек-лилий — мир Малхут, всячески стремится отгородиться от света, потому что настолько различен по свойствам со светом отдачи, что не выдержит его, просто погибнет. Вместо этого света, Малхут светится уже своим, чёрным свечением, что в аниме представлено чёрными лилиями. Это чёрное свечение очень жуткая вещь, это зло, нарастающие отчаяние и безнадёжность. Это пустота, которую не выходит заполнить.

И поскольку Гинко, отвергнув Юридзоно, пробивает стену со своей стороны, а Курэха готова сделать это, они уже для этого мира не годятся совсем. Они вот-вот шагнут на новый уровень. И когда Курэха согласна умереть ради спасения Гинко, а Гинко согласна признать себя хищником-людоедом, никогда не любившим Курэху, и погибнуть одна, только бы спасти любимую, медведи-частички высокой Бины обретают потенциал, позволяющий им выйти из этой материи. И появляется Кумария-сама. Обретая свою прежнюю форму, начиная выстраивать её из летящих наверх медведей, она начинает исправляться и запускает процесс исправления всего Творения в целом. Потому что там, где только чёрные лилии, возникло такое сильное и чистое стремление не ради себя, а ради другого, какого прежде не было никогда. И как Принцесса бежит от Дракона, евреи от фараона, так и мишки от мира бушующей Невидимой Бури.

Курэха больше не просит сделать Гинко человеком ради себя, она становится медведем ради Гинко.



И вместе с Гинко они уже не те медведи, что идут из леса в поисках человечины, а те световые медведи, которые вновь наполнились светом и могут вернуться к Кумарии. Вспомним, что в Пингвиньем Барабане тоже есть мишки двух цветов. Несущие смерть чёрные игрушечные медведи, в которых террорист Санэтоси прячет взрывчатку, и белые медведи, в которых в итоге превратились чёрные.

с Курэхой попадут к Кумарии не сразу, им ещё предстоит долгий путь, но они уже вырвались из мира тьмы, они вместе, и их лилия признана.

Лесной мир опять выше, там снова лето, и Дерево больше не засохшее. И Лулу, только благодаря своей жертве ради любви Гинко и Курэхи, получила право на встречу в исправленном мире с братом. И Милн говорит, что не должен просить поцелуй, он должен его давать сам. Сам наделять любовью. А она должна быть благодарна, принимая любовь ради него.

Но не все медведи ушли. По идее должна остаться ещё некоторая часть медведей, которые должны помочь людям подняться. Ну, или некоторым избранным людям, которые будут способны пожелать превратиться в медведей. Кому какая версия нравится. Такие мишки в Каббале называются «искрами», крохотными частичками света, которые нужно искать и собирать повсюду. В аниме не совсем понятно, осталась ли только Кономи, с которой уйдёт только одна девочка, единственная сумевшая увидеть истинную картину исхода Гинко и Курэхи, или есть ещё мишки, которых смогут найти ещё другие люди. Может быть, история Кономи символизирует, обобщая, эту возможность.

И ещё хочется добавить пару слов о Шхине. Хотя тут в принципе не обойтись ни парой слов, ни толстой книгой. Считается, что если в точности познать суть Шхины, познаешь всю суть Каббалы, все тайны мира. Мы на это претендовать не станем, просто ознакомимся с некоторыми основными понятиями. Шхина — это то самое Женское Начало Творца, само Творение. Но Она ещё и средняя линия, образующаяся слиянием красной и синей; совокупность человеческих душ (каждая женщина — отражение Шхины, но все вместе люди, включая мужчин, это тоже Она.), но ещё и присутствие Бога в материальном мире.

Сам Бог здесь не показывается, его свет этот мир в принципе не выдержит. Шхина — это Его посланница тут, Его представительница. Это Она говорит с Моисеем из горящего куста, и это Она в скинии идёт с народом Израиля. Кстати, можно в это поверить, можно нет, но кровать, на которой Юридзоно присоединяется к Гинко — это отсылка к этой скинии. И, конечно же, к кровати Химари в Пингвиньем Барабане. Сама Химари — это тоже Шхина, и это очень остроумно показано Икухарой ещё и следующим образом: день, который называют «днём Химари», как мы можем увидеть по календарю, висящему в доме Такакура, это четырнадцатое октября две тысячи одиннадцатого года. По еврейскому календарю это праздник Суккот, напрямую связанный со скинией, обиталищем Шхины.



Но Шхина в то же время, как это ни сложно осознать, это и сам Бог. А, будучи в то же время Его посланницей, она является той самой Матерью, защитой для Героя, спасающего Принцессу.

И хотя это не отражается в христианстве, но Шхина-посланница — это тот самый Святой Дух, присутствие Бога, что одновременно сам Бог. Святой Дух — Руах Кадош. Руах на иврите одновременно Дух и ветер, и вообще всё, что дует, движение воздуха.

И когда Шхина в падении, в рассеянии, Она становится хаотической. Совсем как анимешная невидимая буря. А в правильном собранном виде Она равна самому Богу.



И под конец нельзя не сказать, что Икухара настоящий гений, создавший просто шедевр, настолько переполненный символами что, чтобы расшифровать всё полностью, понадобится написать ещё столько же текста, и то, наверняка, многое будет просто не замечено. "Yuri Kuma Arashi" — это аниме, безусловно, достойное того, чтобы пересматривать его множество раз, всё время открывая что-то новое. Кто станет утверждать, что это бессмысленная муть, просто не умеет искать медведей на лилейном поле.

В "Yuri Kuma Arashi" найдётся интересное в ассортименте. И милые анимешные реалии. И религиозные аллюзии. И иронизирование над японским обществом, закрытым и требующим от своих членов «быть как все, не выделяться, и строго следовать общей линии». И демонстрация особенности японцев наказывать изгнанием, ведь даже провинившихся детей у японцев принято выгонять из дома, а не лишать, наоборот, прогулки.

И вместе с тем, это аниме напоминание о том, что в голове у каждого сидит понятие «свой-чужой», ставшее практически инстинктивным. И так легко манипулировать толпой, назначая тех, кто «должен быть исключён». По национальному ли признаку, расовому, религиозному, политическому, гендерному или сексуальной ориентации. Человек с удовольствием играет в этот ритуал, забывая, что в любой момент на роль врага могут назначить его самого.

И в "Yuri Kuma Arashi" на первый взгляд вроде бы противопоставляется индивидуальность и коллектив, где коллектив несёт зло, постоянно «выгоняя на мороз» положительных героинь. Но, тем не менее, речь не о том, что коллектив это плохо, а одиночка хорошо. Каждая из героинь страдает в одиночестве. Каждому нужно признание. Хорошо — это синтез коллектива и индивидуальности, это быть вместе, но только правильно, учитывая интересы каждого, и где каждый стремится делать всё ради другого.

@темы: фб-2016, фб, аниме, аналитика, yka, sku, mpd

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Ледяная избушка

главная